Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности для детей 3-7 лет.
Программа «Ладушки»
Рассчитана на 4 года.
Руководитель кружка Егорова Юлия Александровна
Дети 3-4 лет- 64 часа
дети 4-5 лет- 64 часа
дети 5-6 лет- 64 часа
дети 6-7 лет – 64 часа
Пояснительная записка
«Музыка начинается с пения…»
Курт Закс (немецкий музыковед)
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: звуковысотный слух( без которого музыкальная деятельность просто не возможна), тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Художественно- педагогическое значение пения состоит в том, чтобы помочь детям правильно понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в свободном и непринуждённом, естественном пении. Поэтому данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Обучаясь пению, дошкольники знакомятся с народными песнями, произведениями композиторов- классиков и современных композиторов. Особое внимание уделяется работе над художественным образом исполняемых произведением. Постепенно, с накоплением опыта сольного и ансамблевого исполнительства, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар усложняется.
Цель:
- формирование певческих навыков (певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции);
- развитие эмоционально-выразительного исполнения песен;
- развитие эстетической культуры дошкольника.
Задачи:
Образовательные:
- формирование и развитие звуковысотного, ритмического, гармонического слуха;
- развитие музыкальной памяти.
Развивающие:
- развитие музыкальной памяти.
- развитие координации между слухом и голосом;
- развивать умение петь под аккомпанемент и a capella.
Воспитывающие:
- воспитание музыкального вкуса;
- воспитание основ нравственности ребёнка.
Оздоровительная:
- выполнение дыхательных и артикуляционных упражнений для оздоровления организма.
Основные педагогические принципы:
- принцип системности работы с детьми;
- принцип учёта возрастных особенностей при подборе музыкального материала;
- принцип развивающего обучения (воспитание творческой личности);
- принцип наглядности (соблюдение требований к подбору наглядно-демонстрационного материала);
- принцип учёта индивидуальных способностей ребёнка.
Планируемый результат:
Формирование комплекса вокально-хоровых навыков:
- навык правильного певческого дыхания
- умение чисто интонировать;
- навык естественного звукообразования (петь легко, свободно, без напряжения) ;
- навыки правильной артикуляции и дикции (формирование округлого звука, правильного произношения звуков в процессе пения);
- умение петь сольно (a capella и с сопровождением);
- навык пения в ансамбле;
Воспитание музыкального и эстетического вкуса.
Методы работы:
- словесный;
- наглядно-демонстрационный;
- наглядно- слуховой;
- практический;
- игровой;
- художественно- практический метод.
Структура занятия:
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционные упражнения;
- распевание и развивающие игры с голосом;
- песенное творчество.
Отличительные особенности образовательной программы
Занятия в кружке «Весёлые нотки» проводятся с детьми, проявляющими интерес к певческому искусству и желающими развивать свои певческие навыки. Данная образовательная программа адаптирована к специфике нашего детского сада и разработана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Занятия проводятся в трёх возрастных группах: младшая, средняя, старшая.
Форма работы: подгрупповая (до 12 человек в каждой группе).
Возраст детей |
Продолжительность занятия |
Занятий в неделю |
Кол-во часов в год |
Младшая группа |
20 минут |
2 раза |
64 часа |
Средняя группа |
20-25 минут |
2 раза |
64 часа |
Старшая группа |
25 минут |
2 раза |
64 часа |
Подготовительная группа |
25-30 минут |
2 раза |
64 часа |
Формы проведения итогов реализации программы
Контроль за эффективностью проведения занятий ведётся в ходе индивидуального подхода, систематических выступлений воспитанников на праздниках в ДОУ, а также участия в Муниципальных мероприятиях. В конце учебного года проводится плановая диагностика уровня освоения поставленных задач.