Страница обновлена 05.10.2021

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 г.Рыбинск

Страница обновлена 05.10.2021
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 г.Рыбинск

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«РАЗВИВАЙ-КА»

Для детей 2-4 лет

Пояснительная записка

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Самые существенные изменения в психическом развитии детей происходят в возрасте 2-4 лет. Этот период является сенситивным для развития психических познавательных процессов.

В развитии психических функций детей доминирует восприятие. Мышление у детей 2-3 лет – наглядно действенное. В возрасте 3-4 лет происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы-заместители, картинки). Внимание непроизвольное, ребенок быстро переключается с одной деятельности на другую. Речь детей в этом возрасте ситуативная и диалоги­ческая. Ребенок способен постичь лишь смысл конкретного понятия, абстрактное заучивается им механически. Память непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), кратковременная.

Эмоции у детей яркие и непосредственные, легко переключаемые. Эмоции детей сильны, но поверхностны, они яркие, но неустойчивые. Одной из самых негативных эмоций, травмирующих ребенка в этом возрасте, является страх – страх перед сказочными героями, страх темноты, замкнутого пространства. Таким образом, в данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов. Это означает, что дети не могут по собственному желанию сосредоточиться или запомнить, а обращают внимание только на то, что «само» привлекло внимание, запоминают  только то, что «само» запоминается.  Для развития произвольности нужны специальные упражнения. Для этого была разработана игровая Программа «Развивай-ка».

Программа направлена на развитие психических познавательных процессов детей раннего и младшего дошкольного возраста

Цель

Способствовать формированию произвольности психических процессов, развитию  мелкой моторики; адекватному выражению различных эмоций через коррекцию негативных эмоциональных состояний, такие как страх, тревожность, агрессивность.

Задачи:

  1. Развитие восприятия;
  2. Развитие внимания и наблюдательности;
  3. Развитие мышления (переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному);
  4. Развитие слуховой и зрительной памяти;
  5. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя);
  6. Развитие общей и мелкой моторики;
  7. Развитие творческих способностей;
  8. Совершенствование   коммуникативных навыков;
  9. Снятие эмоционального и мышечного напряжения, страха перед сказочными персонажами.

Отличительные особенности данной образовательной программы

Общая продолжительность реализации Программы составляет 2 года: первый год – обучение детей 2-х -3-х лет; второй год – обучение детей 3-х – 4-х лет.

Занятия проводятся один раз в неделю по подгруппам наполняемость групп составляет: первый год обучения – 6-8 человек; второй год обучения – 8-9 человек.

Количество учебных часов в году 32.

 

 

Возраст детей

Продолжит.

занятия

Периодичность в неделю

Кол-во академических часов в неделю

Кол-во академических часов в год

2-3 года

10 мин.

1 раз

1 час

32 часов

3-4 года

15 мин.

1 раз

1 час

32 часов

Данная Программа, учитывая возраст детей 2-х – 4-х лет строится на  адаптированных для возможностей ребенка формах игровой деятельности. Занятия включают в себя:

- игровые упражнения на развитие психических процессов;

-игры на формирование коммуникативных навыков и доброжелательного отношения к окружающим;

- элементы сказкотерапии;

- пальчиковая гимнастика;

-тренинговые упражнения на стабилизацию психоэмоционального состояния детей, снятие мышечных зажимов;

-арт-терапевтические техники;

- игры с использованием кинетического песка.

Ожидаемые результаты реализации программы

 

-Систематическое выполнение разработанных в программе игр и игровых упражнений способствует становлению произвольности психических процессов;

-в процессе действий с сенсорным материалом происходит улучшение мелкой моторики;

-ребенок начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников;

-в результате применения элементов сказкотерапии и арт-терапевтических методов дети учатся находить адекватное выражение различным эмоциям, коррегируются негативные эмоциональные состояния, такие как страх, тревожность, агрессивность.

Программа реализуется на платной основе