Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«РАЗВИВАЙ-КА»
Для детей 2-4 лет
Пояснительная записка
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Самые существенные изменения в психическом развитии детей происходят в возрасте 2-4 лет. Этот период является сенситивным для развития психических познавательных процессов.
В развитии психических функций детей доминирует восприятие. Мышление у детей 2-3 лет – наглядно действенное. В возрасте 3-4 лет происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы-заместители, картинки). Внимание непроизвольное, ребенок быстро переключается с одной деятельности на другую. Речь детей в этом возрасте ситуативная и диалогическая. Ребенок способен постичь лишь смысл конкретного понятия, абстрактное заучивается им механически. Память непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), кратковременная.
Эмоции у детей яркие и непосредственные, легко переключаемые. Эмоции детей сильны, но поверхностны, они яркие, но неустойчивые. Одной из самых негативных эмоций, травмирующих ребенка в этом возрасте, является страх – страх перед сказочными героями, страх темноты, замкнутого пространства. Таким образом, в данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов. Это означает, что дети не могут по собственному желанию сосредоточиться или запомнить, а обращают внимание только на то, что «само» привлекло внимание, запоминают только то, что «само» запоминается. Для развития произвольности нужны специальные упражнения. Для этого была разработана игровая Программа «Развивай-ка».
Программа направлена на развитие психических познавательных процессов детей раннего и младшего дошкольного возраста
Цель
Способствовать формированию произвольности психических процессов, развитию мелкой моторики; адекватному выражению различных эмоций через коррекцию негативных эмоциональных состояний, такие как страх, тревожность, агрессивность.
Задачи:
- Развитие восприятия;
- Развитие внимания и наблюдательности;
- Развитие мышления (переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному);
- Развитие слуховой и зрительной памяти;
- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя);
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Развитие творческих способностей;
- Совершенствование коммуникативных навыков;
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения, страха перед сказочными персонажами.
Отличительные особенности данной образовательной программы
Общая продолжительность реализации Программы составляет 2 года: первый год – обучение детей 2-х -3-х лет; второй год – обучение детей 3-х – 4-х лет.
Занятия проводятся один раз в неделю по подгруппам наполняемость групп составляет: первый год обучения – 6-8 человек; второй год обучения – 8-9 человек.
Количество учебных часов в году 32.
Возраст детей |
Продолжит. занятия |
Периодичность в неделю |
Кол-во академических часов в неделю |
Кол-во академических часов в год |
2-3 года |
10 мин. |
1 раз |
1 час |
32 часов |
3-4 года |
15 мин. |
1 раз |
1 час |
32 часов |
Данная Программа, учитывая возраст детей 2-х – 4-х лет строится на адаптированных для возможностей ребенка формах игровой деятельности. Занятия включают в себя:
- игровые упражнения на развитие психических процессов;
-игры на формирование коммуникативных навыков и доброжелательного отношения к окружающим;
- элементы сказкотерапии;
- пальчиковая гимнастика;
-тренинговые упражнения на стабилизацию психоэмоционального состояния детей, снятие мышечных зажимов;
-арт-терапевтические техники;
- игры с использованием кинетического песка.
Ожидаемые результаты реализации программы
-Систематическое выполнение разработанных в программе игр и игровых упражнений способствует становлению произвольности психических процессов;
-в процессе действий с сенсорным материалом происходит улучшение мелкой моторики;
-ребенок начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников;
-в результате применения элементов сказкотерапии и арт-терапевтических методов дети учатся находить адекватное выражение различным эмоциям, коррегируются негативные эмоциональные состояния, такие как страх, тревожность, агрессивность.
Программа реализуется на платной основе