Деятельность по программе «Учим ребенка говорить и читать» проводиться в специально оборудованном кабинете ,
учителем-логопедом Быковой Татьяной Владимировной.
Пояснительная записка
Авторская программа «Учим ребенка говорить и читать» С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц модифицирована учителем- логопедом Быковой Т.В. Дополнительная образовательная программа направлена на социально-педагогическое развитие и предназначена для подготовки детей к школе.
У современных детей часто наблюдается недостаточная четкость и выразительность речи, прослеживается снижение памяти, несформированность мыслительных операций, неустойчивость внимания и пр.
Данные отклонения могут проявляться в процессе обучения в школе в нарушениях письменной речи и устной речи (дисграфии и дислексии). Программа создана в целях предупреждения данных патологий, содержит систематизированный практический материал из опыта коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Разработана с учетом «Проекта программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (М.: Просвещение, 1986), «Программы коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой и Т.В.Тумановой (1999) и методических рекомендаций Г.А.Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи», (М.: Просвещение, 1985); использованы элементы авторской технологии Т.А.Ткаченко.
Цель программы: речевая подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе (обучение детей грамоте, технике чтения, предупреждение дисграфии и дислексии).
Основные задачи:
1. «Звук»
Выработка правильных артикуляционных навыков;
Развитие просодической стороны речи;
Формирование системы четко различаемых, противопоставленных звуков;
Формирование фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава слова
2. «Буква»
Формирование у детей произносительных навыков3. «Говори правильно»
Развивать способность к наблюдению за языком;
Привлекать внимание к морфемному составу слов, к способам словообразования, к составу предложений и связи слов в предложении;
Воспитывать навык практического использования лексико-грамматических категорий.
Система обучения построена на ведущих принципах логопедической науки:
- принципе системного подхода;
- онтогенетическом принципе;
- принципе особого подбора речевого материала;
- принципе опоры на сохранение анализаторов.
Для поддержания интереса детей и более эффективного обучения вводятся различные побудительные ситуации (некоторые занятия организованы в форме путешествий, экскурсий, эстафет, сюжетно-дидактических игр например, «Маленький пришелец из космоса Юпик»), включены специальные упражнения для развития восприятия, внимания, памяти, мышления.
Обучение рассчитано на два года, с ноября по май (первый год – 64 часа, второй год – 64 часа).
Предусмотрено проведение двух занятий в неделю от 25 до 30 минут:
- 1-ое по звукопроизношению и формированию лексико-грамматического строя речи;
- 2-ое по обучению грамоте.
Наполняемость групп не более 12 человек.
Ожидаемый результат на конец первого года обучения:
Выделять звук из ряда гласных.
Выделять гласный звук в начале, середине и конце слова.
Выделять согласные звуки из состава слова.
Подбирать к схеме слова.
Образовывать сущ. мн. ч. с окончанием – а.
Составлять предложение по схеме.
Составлять предложение с разной интонацией.
Чтение написанных слогов.
Ожидаемый результат на конец второго года обучения:
Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «ударение»
Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.
Дифференцировать звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
Проводить анализ и синтез слогов.
Решать кроссворды и отгадывать ребусы.
Определять место звука в слове.
Словообразование существительных с помощью суффиксов –щик, -ищ.
Чтение слов.
Чтение предложений.