Страница обновлена 13.05.2021

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 г.Рыбинск

Страница обновлена 13.05.2021
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 г.Рыбинск

  Деятельность по программе «Учим ребенка говорить и читать» проводиться в специально оборудованном кабинете ,

учителем-логопедом Быковой Татьяной Владимировной.

Пояснительная записка

Авторская программа «Учим ребенка говорить и читать» С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц модифицирована учителем- логопедом Быковой Т.В. Дополнительная образовательная программа направлена на социально-педагогическое развитие и предназначена для подготовки детей к школе.

У современных детей часто наблюдается недостаточная четкость и выразительность речи, прослеживается снижение памяти, несформированность мыслительных операций, неустойчивость внимания и пр.

Данные отклонения могут проявляться в процессе обучения в школе в нарушениях письменной речи и устной речи (дисграфии и дислексии). Программа создана в целях предупреждения данных патологий, содержит систематизированный практический материал из опыта коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Разработана с учетом «Проекта программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (М.: Просвещение, 1986), «Программы коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой и Т.В.Тумановой (1999) и методических рекомендаций Г.А.Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи», (М.: Просвещение, 1985); использованы элементы авторской технологии Т.А.Ткаченко.

Цель программы: речевая подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе (обучение детей грамоте, технике чтения, предупреждение дисграфии и дислексии).

Основные задачи:

1. «Звук»

Выработка правильных артикуляционных навыков;

Развитие просодической стороны речи;

Формирование системы четко различаемых, противопоставленных звуков;

Формирование фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава слова

2. «Буква»

Формирование у детей произносительных навыков3. «Говори правильно»

Развивать способность к наблюдению за языком;

Привлекать внимание к морфемному составу слов, к способам словообразования, к составу предложений и связи слов в предложении;

Воспитывать навык практического использования лексико-грамматических категорий.

Система обучения построена на ведущих принципах логопедической науки:

- принципе системного подхода;

- онтогенетическом принципе;

- принципе особого подбора речевого материала;

- принципе опоры на сохранение анализаторов.

Для поддержания интереса детей и более эффективного обучения вводятся различные побудительные ситуации (некоторые занятия организованы в форме путешествий, экскурсий, эстафет, сюжетно-дидактических игр например, «Маленький пришелец из космоса Юпик»), включены специальные упражнения для развития восприятия, внимания, памяти, мышления.

Обучение рассчитано на два года, с ноября по май (первый год – 64 часа, второй год – 64 часа).

Предусмотрено проведение двух занятий в неделю от 25 до 30 минут:

- 1-ое по звукопроизношению и формированию лексико-грамматического строя речи;

- 2-ое по обучению грамоте.

Наполняемость групп не более 12 человек.

Ожидаемый результат на конец первого года обучения:

Выделять звук из ряда гласных.

Выделять гласный звук в начале, середине и конце слова.

Выделять согласные звуки из состава слова.

Подбирать к схеме слова.

Образовывать сущ. мн. ч. с окончанием – а.

Составлять предложение по схеме.

Составлять предложение с разной интонацией.

Чтение написанных слогов.

Ожидаемый результат на конец второго года обучения:

Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «ударение»

Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.

Дифференцировать звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости.

Проводить анализ и синтез слогов.

Решать кроссворды и отгадывать ребусы.

Определять место звука в слове.

Словообразование существительных с помощью суффиксов –щик, -ищ.

Чтение слов.

Чтение предложений.