В детском саду создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематически работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды. Здание детского сада светлое, имеется центральное отопление, вода, канализация, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии. Во всех групповых комнатах спальные комнаты отделены друг от друга.
В детском саду имеются:
Групповые помещения – 11, на 2022-23 год функционирует 8 групп
Групповые помещения почти в полном объеме оснащены новейшей, современной мебелью отвечающей гигиеническим и возрастным особенностям воспитанников. При создании развивающей предметно-пространственной среды воспитатели учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы. Оборудованы групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную зоны. Группы постепенно пополняются современным игровым оборудованием, современными информационными стендами. Развивающая предметно-пространственная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции. Каждая возрастная группа детского сада оснащена необходимой методической литературой и литературными произведениями различных фольклорных жанров для использования в работе с дошкольниками.
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям
РППС детского сада учитывает особенности своей образовательной деятельности,
социокультурные, экономические и другие условия, требования используемых вариативных образовательных программ, возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников, участников сетевого взаимодействия и пр.).
В соответствии со Стандартом РППС детского сада обеспечивает и гарантирует:
охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной организации, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы;
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого
ребенка;
создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в детском саду, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
Развивающая предметно-пространственная среда создана педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.
Для выполнения этой задачи РППС является:
1) содержательно-насыщенной
2) трансформируемой
3) полифункциональной
4) доступной
5) безопасной
При проектировании РППС учтена целостность образовательного процесса в детском саду, в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно- вспомогательных сотрудников.
РППС обеспечивает условия для развития всех видов детской деятельности.
В каждой возрастной группе детского сада оборудованы центры активности, где размещаются материалы для всех видов деятельности: игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, двигательной. Группы оборудованы современной мебелью, пособиями, развивающими играми и игрушками.
Методический кабинет 1- консультативный пункт с молодыми специалистами «Первые шаги»
Библиотека методической и детской литературы, нормативная документация, периодики, подборка обучающих презентаций для педагогов и детей, дидактические пособия для занятий, архив документации, шкаф книжный (6),шкаф для игрушек и пособий (3), стол рабочий 3, стол компьютерный, принтер, компьютер, ноутбуки (4), информационные стенды . В методической кабинете имеется база электронных образовательных ресурсов, что способствует повышению профессионального мастерства педагогов и обмену опытом с коллегами
Кабинет заведующего- 1
Нормативно-правовая база для управления детским садом, шкаф для документов, рабочий стол, кресло, стул (4), сейф, персональный компьютер, принтер, многофункциональное устройство, телефон.
Кабинет учителя – логопеда – 1
На базе детского сада в связи с ведением в штатное расписание ставки учителя-логопеда в январе 2009 года открылся логопункт.
Логопедический пункт в детском саду открылся в январе 2009 года. Система его работы строится с учётом индивидуальных особенностей каждого дошкольника. Коррекционное воздействие направлено на устранение причин, вызывающих нарушения речи и на профилактику речевых нарушений у воспитанников. Индивидуальные занятия ведет учитель-логопед высшей квалификационной категории Быкова Татьяна Владимировна.
Основной формой работы с дошкольниками в логопункте детского сада является индивидуальные коррекционные занятия.
В процессе коррекционной деятельности прослеживается динамика речевого развития каждого ребенка.
Музыкальный зал-1
Развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном зале имеет свои особенности, связанные со специфической направленностью образовательной области «Музыка». В музыкальном зале проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения, спортивные мероприятия для детей, сотрудников и родителей воспитанников ДОУ. Организация пространства в музыкальном зале произведена с учётом требований СанПиНов и правил противопожарной безопасности. Пространство музыкального зала условно разделено на три зоны: рабочую, спокойную и активную. Рабочая зона музыкального зала подразумевает продуктивную деятельность в контексте интеграции с другими образовательными областями.
Основными зонами музыкального зала являются активная зона и спокойная зона. Активная зона в музыкальном зале – это большое свободное пространство для движения под музыку, подвижных и музыкально дидактических игр для развития чувства ритма, для танцевально-ритмических упражнений, игрового музыкально-двигательного творчества. В активной зоне зала есть ковёр, который предназначен для активной деятельности детей сидя и лёжа на полу. Технические средства обучения смонтированы вне доступа детей.
Физкультурный зал – 1
Оборудование определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В детском саду имеется достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников. Достаточное количество оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.
Оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствует возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес переносного оборудования соразмеримы с возможностями детей.
Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время занятий по физической культуре обеспечены хорошие крепления и гимнастические маты.
Материалы, из которых изготовлено оборудование, отвечают гигиеническим требованиям и являются экологически чистыми и прочными. В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование (мячи "фитболы", детские тренажёры, дорожки для профилактики плоскостопия, диски «Здоровья», физкультурные комплексы «Батыр» и современные мягкие модули способствующие развитию физической активности воспитанников);
· физкультурные уголки для детей в группах;
· физкультурная площадка на территории дошкольного учреждения.
Проводится реабилитационная работа с детьми разного уровня здоровья:
· дифференцированный подход на физкультурных занятиях в соответствии с группой здоровья и физкультурной групп
· корригирующая гимнастика с детьми.
Так же проводится комплекс закаливающих мероприятий: фитотерапия, босохождение, полоскание полости рта, витаминотерапия, дыхательная гимнастика, солнечные и воздушные ванны, корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия (дорожка здоровья).
Медицинский блок
Одной из главных задач нашего детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей. Решению этой задачи подчинена вся деятельность ДОУ и её сотрудников.
Медсестра контролирует выполнение режима, карантинных мероприятий. Ведется постоянный контроль за освещением, температурным режимом в детском саду, за питанием. В течение года организован осмотр детей врачами–специалистами. Мед документация ведется согласно СанПин.
В 2008 был проведен капитальный ремонт медицинского блока в соответствии с требованиями СаНПиНа. С полной заменой медицинской техники, оборудования и инвентаря. Медицинский кабинет, оснащённый следующим оборудованием: кушетка, весы, ростомер, спирометр, динамометр, секундомер, переносная бактерицидная лампа, плантограф, таблица для определения остроты зрения, помещенная в аппарат «Ротто», процедурный кабинет: аптечные шкафы, медицинские столики, холодильник, водонагреватель.
С целью сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, формирования у них потребности в физическом совершенстве, в дошкольном учреждении была разработана программа «Шаги к здоровью». Для её реализации в детском саду созданы условия лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы.
В рамках лечебно профилактической работы регулярно проводится осмотр детей специалистами детской поликлинники.
Ведется анализ заболеваемости и работа по её профилактике. Ведется контроль за организацией физвоспитания и закаливающих процедур.
· Для снижения сезонных подъемов заболеваемости гриппа и ОРВИ, предупреждения вспышек гриппа и ОРВИ в детском саду № 34 разработан комплексный (оперативный) план мероприятий по профилактике гриппа и ОРВИ на 2021-2022 г.
Охрана и безопасность жизни и здоровья детей
· В целях безопасности жизни и здоровья воспитанников и сотрудников проведено аварийное освещение.
· Произведена замена системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре с требованиями Норм пожарной безопасности.
· Установлена система видео наблюдения за территорией детского учреждения для обеспечения безопасности пребывания детей.
Установлена система речевое оповещение на случай террорестического акта и ЧС
· Регулярно проводится замена сантехнического оборудования на более современное, удобное для пользования воспитанниками детского сада.
ИЗО студия, театральная студия-1
Оснащение изостудии включает в себя: учебно-наглядные пособия, учебное оборудование, технические средства обучения. В кабинете имеются нормативных документов в соответствии с учебно-методическим комплексом и комплексом средств обучения требованиям стандарта образования и образовательным программам. Кабинет обеспечен дидактическими материалами. Кабинет оформлен с соблюдением эстетических требований к оформлению изостудии. Соблюдены правила техники безопасности. Данное помещение можно назвать много функциональным на его базе также проводятся занятия театральной студии. Кабинет оснащен различными театральными куклами сценой и реквизитами. В кабинете имеется ауди магнитофон и телевизор для просмотра видео материалов подготовленных педагогами для образовательной деятельности.
Пищеблок – 1
Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Детский сад обеспечивает детей 4-х разовым сбалансированным питанием, необходимым для их нормального роста и развития в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.
· Рациональное питание детей – необходимое условие обеспечения здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению и работоспособности во все возрастные периоды. В связи с этим организация рационального питания является одним из важных факторов профилактики заболеваний и поддержания здоровья детей, а обеспечение полноценного и безопасного питания дошкольников является приоритетным направлением в осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В 2008 году был проведен капитальный ремонт пищеблока с полной заменой электрооборудования (электроплиты, жарочный шкаф, ШХ – холодильный шкаф, электро мясорубка для сырой продукции). Пищеблок детского сада оборудован необходимым технологическим и холодильным оборудованием в рабочем состоянии. Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь и кухонная посуда имеют маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов. При работе технологического оборудования исключена возможность контакта пищевого сырья и готовых к употреблению продуктов. Производственное оборудование, разделочный инвентарь и посуда отвечают всем необходимым требованиям.
Кабинет педгога-психолога-1
В образовательных учреждениях, где дети проводят большую часть времени, остро стоит вопрос о необходимости создания специальных условий для оказания психологической помощи. И в первую очередь это – организация рабочего места практического психолога, которое является частью развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении
Кабинет является рабочим местом педагога-психолога, который создает рациональные условия для реализации основных направлений деятельности службы практической психологии образования и способствует ее успешности.Все кабинеты эстетически оформлены, приятны для восприятия детей и взрослых. Материальная база периодически пополняется, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет педагогам организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка.
В настоящее время в детском саду произошла частично модернизация материально-технической базы детского сада. Детский сад оснащен 3 персональными компьютерами и 5 ноутбуками. С главного компьютера имеется доступ к сети Интернет. Наличие фотоаппарата позволяет сохранять интересные, увлекательные моменты занятий, мероприятий, утренников.
В детском саду не только уютно, красиво, удобно и комфортно детям, созданная развивающая среда открывает нашим воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных ее элементов
Таким образом, в нашем детском саду постоянно создаются и поддерживаются условия для всестороннего развития личности ребенка. Содержание развивающей предметно-пространственной среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников, на развитие индивидуальных возможностей детей
Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Безбарьерная среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В детском саду в настоящее время создаются условия для посещения дошкольного учреждения инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.